Законодательные аспекты социальной поддержки и правовой защищенности работников АПК
12 декабря Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам совместно с Профсоюзом работников агропромышленного комплекса России провел парламентские слушания на тему: «Законодательные аспекты социальной поддержки и правовой защищенности работников АПК». Это далеко не первое обсуждение проблем и трудностей в данной сфере в таком формате. Но, пожалуй, впервые за последнее время предметно говорилось о роли и значении государственной ветеринарной службы, социальной незащищенности специалистов, работающих в сельской местности. Ассоциация «Ветбезопасность» представила ряд предложений.
Открывая парламентские слушания, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил высокий уровень бедности в сельских территориях, в разы превышающий этот показатель в городе, проблемах, связанных с медобслуживанием, образованием, бытовыми и жилищными условиями. Кадровый голод привел к тому, что в сельской местности не хватает врачей, учителей и ветеринарных врачей. Обеспечение ветврачами государственных учреждений он назвал большой системной проблемой, обусловленной условиями труда и низкой заработной платой.
В докладах, с которыми выступали представители научных организаций, говорилось, что каждый третий сельский житель и каждый 12-й горожанин в современной России считаются бедными. Уровень безработицы в сельской местности, по некоторым оценкам, составляет 14%. Ряд других данных позволяют сделать вывод о том, что что бедность концентрируется на селе.
Председатель Профсоюза работников АПК РФ Наталь Агапова заметила, что в сельской местности социальных проблем намного больше, чем в городе, колоссальный разрыв между условиями жизни. Несмотря на невысокий уровень доходов на селе, сохраняются долги по заработной плате работников сельского хозяйства. Существует право работников на объединение в профсоюз для отстаивания социальных и трудовых интересов, при этом не предусмотрена ответственность работодателей, препятствующих созданию профсоюзных организаций. Она призвала поддержать предложение о разработке комплексного национального проекта развития сельских территорий.
О необходимости разработки национального проекта развития сельских территорий говорила член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Наталья Боева, которая напомнила о выделении дополнительных средств на развитие системы здравоохранения на селе, в частности создание почти 1,5 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов. Но для работы в них требуются специалисты. И чтобы молодые кадры задерживались в сельской местности, предлагается использовать механизм ипотечного кредитования по ставке 2–3%.
Второе предложение связано с 25-процентной надбавкой к фиксированной выплате страховой пенсии неработающим пенсионерам, живущим в сельской местности, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет. Но в стране есть населенные пункты, которые были сельскими территориями, а затем стали городами. При этом их жители всю жизнь проработали в сельской местности. Поэтому данная норма закона должна распространяться и на них, считает депутат. В продолжение затронутой темы Владимир Кашин предложил также расширить список профессий, представителям которых полагается надбавка.
Председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы Сергей Керселян обратил внимание на то, что действующие нормативные акты не полностью учитывают условия труда на селе. В Трудовом кодексе РФ есть раздел, посвященный особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. Труженики АПК среди них не значатся. Предлагается все особенности труда работников сельского хозяйства отразить в отдельной статье Трудового кодекса.
Кроме того, для лиц, работающих в сельском хозяйстве, необходимо установить ряд льгот, в частности право на досрочное пенсионное обеспечение при стаже работы в сфере АПК от 25 лет, право пользоваться санаторно-курортным лечением (один раз в два года) за счет средств госбюджета, право на компенсацию части расходов, понесенных работником на дорогостоящее лечение. Гарантиями привлечения кадров в сельскую местность могут послужить такие меры социальной поддержки, как бесплатное выделение молодым семья земельных участков для строительства жилья, предоставление налоговых льгот для проживающих на селе, установление льготных тарифов на энергоресурсы.
аработная плата сотрудников учреждений и организаций, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия, составляет в среднем 12–15 тыс. рублей. Такие данные привела председатель Северо-Осетинской республиканской организации Профсоюза работников АПК РФ Изабелла Дзагоева. При этом она подчеркнула важную роль государственной ветеринарной службы в аграрном секторе.
«Заработная плата работников этой службы остается несоизмеримой со сложностью выполняемых ими функций и влияет на уровень кадрового обеспечения. Средний возраст работников ветслужбы в регионе составляет 60–70 лет. Не способствует притоку молодых кадров и отсутствие социальных льгот специалистам ветслужбы. Кроме того, на низком уровне находится оснащенность специализированной техникой, что создает особые проблемы при обслуживании населения в высокогорных селах. Иногда работники добираются своим ходом в населенные пункты для проведения профилактических мероприятий, лечения инфекционных заболеваний животных», – сказала Изабелла Дзагоева.
По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрата Хайруллина, только при установлении уровня зарплаты в 1,1–1,2 раза выше, чем сегодня в городе, можно рассчитывать на закрепление молодых специалистов на селе и создание предпосылок для того, чтобы молодежь, получив образование, возвращалась в деревню.
О «бюджете нищеты сельского хозяйства» говорил в своем выступлении и директор подмосковного «Совхоза им. Ленина» Павел Грудинин, который, в частности, отметил актуальность проблемы подготовки кадров для сельхозпредприятий: «Профтехучилища закрыты, обучать профессии тракториста в Московской области негде». По его словам, надо сделать так, чтобы работать в сельском хозяйстве было престижно. Обеспечить социальную поддержку и гарантии молодым специалистам, как это было в советские годы.
В настоящее время ведется подготовка к разработке новой программы развития сельских территорий. О необходимости наполнения ее ресурсами говорил в своем выступлении первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников.
Оплата труда и социальная незащищенность
При подготовке к парламентским слушаниям эксперты Ассоциации «Ветбезопасность» проанализировали ситуацию, связанную с дефицитом ветеринарных специалистов. Особенно очевидна эта тенденция в сельской местности, где по мере развития сельского хозяйства увеличивается объем работы по предупреждению и лечению сельскохозяйственных и домашних животных, обеспечению безопасности продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Причин нехватки квалифицированных ветеринарных специалистов – две: низкая заработная плата и социальная незащищенность.
Сегодня в России примерно 82 тыс. ветеринарных работников, из них более 40 тыс. относятся к системе госветслужбы. Из них, по данным Росстата, за последние четыре по программе оптимизации и экономии бюджета было сокращено 6 тыс. человек.
В период до принятия майских указов 2012 года специалисты госветслужбы получали зарплату по единой тарифной сетке наряду с педагогами и медицинскими работниками. Однако сейчас отмечаются диспропорции между средней зарплатой ветспециалистов и указанных категорий работников бюджетной сферы.
согласно данным Росстата за 2017 год в субъектах РФ средняя зарплата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 51 509 рублей, врачей и работников медучреждений (имеющих высшее образование) – 50 432 рубля, представителей среднего медперсонала – 28 286 рублей. А средняя зарплата одного работника госветслужбы в субъекте, включая орган исполнительной власти в сфере ветеринарии, а также подведомственные учреждения, – 24 713 рублей.
По данным Росстата на май 2018 года, зарплата ветеринарных работников составляла 61,1% средней зарплаты в экономике страны, что на 1,5% ниже, чем в предыдущем году. Между тем по значимости решаемых задач (поддержания национальной безопасности, в том числе обеспечения условий сохранения и улучшения здоровья населения), по условиям труда и уровням профессиональной квалификации специалистов ветеринарная служба приближена к сфере здравоохранения.
Недостаточные условия оплаты труда и социальной поддержки создают дефицит кадров, ветеринарная служба становится малопривлекательной для молодых специалистов.
Можно привести несколько примеров, характеризующих ситуацию в регионах. После ликвидации последствий АЧС в 2017 году министр сельского хозяйства Омской области заявил о планах по повышению заработной платы ветеринарным специалистам в следующем году. В 2017 году зарплата ветеринаров составляла в среднем по региону 16 тыс. рублей, что ниже средней по области. В Адыгее зарплата специалиста-фельдшера на селе составляет 7–8 тыс. Молодежь не идет в ветеринары, на селе в основном трудятся работники пенсионного возраста. В Якутии средний возраст ветеринарных специалистов в отдаленных улусах – 60–70 лет. В Псковской области последние пять лет бюджет ветслужбы не меняется. За тот же период на 30% сократилась численность ветеринарных работников. Поголовье свиней за это же время увеличилось с 55 тыс. до 1 млн 55 тыс.
В последние годы в Российской Федерации значительно осложнилась биологическая ситуация на крупных животноводческих предприятиях и в личных подсобных хозяйствах. Как показывает многолетний международный опыт, затраты страны на проведение профилактических мероприятий и осуществление ветнадзора значительно ниже ущерба, наносимого в результате распространения эпизоотий, в том числе болезней, общих для человека и животных.
Семь инициатив Ассоциации «Ветбезопасность»
При обсуждении вопросов социальной поддержки и правовой защищенности работников АПК Ассоциация «Ветбезопасность» внесла ряд предложений.
1. Предусмотреть единовременные компенсации для ветеринарных специалистов в возрасте до 50 лет, имеющих высшее образование, прибывших на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавших на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключивших с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор. Сумма компенсации – один миллион рублей на одного ветеринарного специалиста.
2. Установить почетное звание «Заслуженный ветеринарный работник Российской Федерации».
3. Довести к 2020 году среднюю заработную плату государственных ветеринарных специалистов, работающих в сельской местности, до уровня не ниже средней зарплаты в соответствующем субъекте РФ.
4. Укрепить материально-техническую базу ветеринарных пунктов и участков в сельской местности;
5. Обеспечить охват сельских населенных пунктов необходимым количеством ветеринарных пунктов, участков, клиник. Определяет регион исходя из количества животных, специфики и планов развития.
6. Предусмотреть софинансирование из федерального бюджета расходов на зарплату государственных ветеринарных специалистов, работающих в сельской местности, укрепление материально-технической базы госветслужбы Российской Федерации.
7. Разработать федеральную целевую программу поддержки государственных ветеринарных специалистов, работающих в сельской местности, по аналогии с программой «Земский доктор».