ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕР БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЖИВОТНЫХ В РОССИИ
Али Хусинович Найманов, д.в.н., профессор, заведующий лабораторией
Михаил Иванович Гулюкин, д.в.н., профессор, академик РАН
Нина Гавриловна Толстенко, к.б.н., ведущий научный сотрудник
Елена Петровна Вангели, к.б.н., ведущий научный сотрудник
Виктор Михайлович Калмыков, к.в.н., старший научный сотрудник
ФГБНУ ФНЦ Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко РАН (г. Москва)
В России туберкулез начали систематически изучать в эпизоотологическом отделе института экспериментальной медицины, организованном в 1890 г. на базе Петербургской Пастеровской станции, которую открыл в 1886 г. Х.И. Гельман. В октябре 1891 г. после опубликования Р. Кохом информации о способе получения туберкулина в институте организовали производство этого диагностикума (К.И. Креслинг, 1924 г.). Русские врачи туберкулин применяли исключительно как диагностическое средство и никогда не рассматривали его как лечебный препарат.
7 июня 1898 г. в С.-Петербурге начала функционировать ветеринарно- бактериологическая лаборатория МВД России. В 1914 г. ее сотрудник С.Н. Вышелесский поставил вопрос об открытии при лаборатории кабинета по изучению туберкулеза крупного рогатого скота. Инициативу одобрили, но война помешали осуществить эту идею. Только 26 апреля 1922 г. в ГИЭВ (в последующем переименованный в ВИЭВ) открыли отдел по изучению туберкулеза и сапа. Он стал первой ветеринарной лабораторией по изучению туберкулеза животных в России. Его возглавил профессор С.Н. Вышелесский. Сотрудники отдела изучали биологические, морфологические и вирулентные свойства возбудителя туберкулеза и методы культивирования их на различных питательных средах, что позволило отобрать нужные для производства туберкулина штаммы. В дальнейшем в связи со значительным ростом поголовья и концентрацией животных на колхозных и совхозных фермах потребовался переход от лабораторного к промышленному производству диагностикума. Его наладили в 1931 г. на Курской биофабрике, организованной на базе ветеринарно-бактериологического института им. Диковского.
Сотрудники отдела по изучению туберкулеза ГИЭВ С.Н. Вышелесский, В.Н. Матвеев и П.П. Вишневский разработали проект наставления «Мероприятия против туберкулеза крупного рогатого скота», конечной целью которого стала ликвидация туберкулеза в стране. Предложенные ими методы диагностики и меры борьбы с туберкулезом животных получили одобрение на Всероссийском научно-организационном съезде в 1926 г.
Первое «Наставление о мероприятиях против туберкулеза крупного рогатого скота», утвержденное Наркомземом и Наркомздравом РСФСР 04.06.1926 г. и Циркуляром Наркомзема № 219113-ВЭ от 12.06.1926 г., опубликовал журнал «Сельскохозяйственная жизнь» в 1926 г.
13 мая 1932 г. Наркомзем РСФСР утвердил первую «Инструкцию о мерах борьбы с туберкулезом крупного рогатого скота в РСФСР». В дальнейшем регламентированная этим документом система мероприятий по борьбе с туберкулезом животных неоднократно дополнялась и совершенствовалась сотрудниками отдела по изучению туберкулеза ВИЭВ совместно со специалистами Главного управления ветеринарии, Департамента Ветеринарии МСХ СССР и РФ, а также других учреждений, занимавшихся изучением данной инфекции.
Инструкция «О мероприятиях против туберкулеза крупного рогатого скота, свиней и птицы», утвержденная Наркомземом СССР 7 июля 1940 г., и инструкция «О мероприятиях против туберкулеза крупного рогатого скота, свиней и птицы», утвержденная Главным ветеринарным управлением Наркомзема СССР 3 октября 1944 г., включали 6 глав: 1. Организационную часть; 2. Порядок производства исследований на туберкулез; 3. Профилактические мероприятия в благополучных по туберкулезу и вновь организуемых хозяйствах; 4. Мероприятия в хозяйствах, неблагополучных по туберкулезу крупного рогатого скота; 5. Мероприятия в туберкулезных хозяйствах (изоляторах); 6. Воспитание здорового молодняка от реагирующих коров.
В инструкцию «О мероприятиях по борьбе с туберкулезом животных», утвержденную Управлением ветеринарии МСХ СССР 24 ноября 1962 г., с изменениями и дополнениями, утвержденными Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 9 июля 1966 г., вошли новые главы: Охрана людей от заражения туберкулезом и Ответственность за нарушение противотуберкулезных мероприятий.
В инструкции «О мероприятиях по профилактике и ликвидации туберкулеза животных», утвержденной Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 4 ноября 1970 г. и согласованной с Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 29 сентября 1970 г., впервые указаны мероприятия, которые следует проводить в благополучных по туберкулезу крупного рогатого скота хозяйствах при выделении микобактерий туберкулеза птичьего вида; а также в неблагополучных по туберкулезу хозяйствах, специализирующихся на выращивании буйволов, коз, верблюдов, свиней, овец, оленей, маралов, лошадей, птиц и пушных зверей, а также собаководческих питомниках.
Инструкция «О мероприятиях по профилактике и ликвидации туберкулеза животных», утвержденная Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 29 декабря 1983 г. и согласованная с Главным управлением карантинных инфекций Минздрава СССР 14 сентября 1983 г., Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 18 мая 1983 г., включила ряд новых положений. В качестве средств специфической защиты от заболевания животных туберкулезом допускалось применение вакцины и химических препаратов. Обработки ими животных разрешалось проводить только в случаях и в порядке, устанавливаемых ГУВ МСХ СССР. В качестве дополнительных способов при диагностике туберкулеза у животных предусматривалось проведение серологического исследования и симультанной аллергической пробы.
В инструкции «О мероприятиях по профилактике и ликвидации туберкулеза животных», утвержденной Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 10 ноября 1988 г. и согласованной Минздравом СССР 10 ноября 1988 г., исключена возможность применения в комплексе мероприятий по профилактике туберкулеза вакцин и химических препаратов, а также исследования сыворотки крови в реакции связывания комплемента. Приказ Госагропрома СССР от 3 ноября 1986 г. № 618 «Об усилении мер борьбы с заболеваниями с/х животных бруцеллезом и туберкулезом» обязал ликвидировать в срок до 1991 г. фермы, служившие туберкулезными изоляторами. В главе 5 были предусмотрены карантинные и ветеринарно-санитарные мероприятия.
В настоящее время мероприятия по профилактике и борьбе с туберкулезом животных проводят в Российской Федерации в соответствии с Санитарными и ветеринарными правилами «Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных. 10. Туберкулез», утвержденными Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 г. и Департаментом ветеринарии МСХ и продовольствия Российской Федерации 18 июня 1996 г, а также «Наставлением по диагностике туберкулеза животных», утвержденным Департаментом ветеринарии МСХ Российской Федерации 18 ноября 2002 г.
В России широкомасштабные мероприятия по борьбе с туберкулезом крупного рогатого скота начали проводить в 1951 г. после выяснения эпизоотической ситуации в стране посредством поголовного обследования животных в хозяйствах внутрикожной туберкулиновой пробой. На начало этого года в стране числилось 9833 неблагополучных пункта, 6497 из них оздоровили до конца 1951 г. Тем не менее, в течение этого года заболело 86894 головы скота (заболеваемость составила 288 на 100 тыс. гол.) в 4014 новых неблагополучных пунктах (коэффициент очаговости – 6,3).
Наиболее сложной эпизоотическая ситуация по туберкулезу крупного рогатого скота была в первом десятилетии проведения широкомасштабных мероприятий (1951 –1960 гг.). В этот период выявили огромное количество неблагополучных пунктов и до 53 тыс. голов больных животных.
Анализируемый период можно условно разбить на 7 десятилетий. При этом в каждом из них стабильно сокращалось количество неблагополучных пунктов. Так, в 1951 – 1960 гг. их было 9833 – 2239; в 1961 – 1970 гг. – 2503 – 1795; в 1971 – 1980 гг. – 1814 – 1269; в 1981 – 1990 гг. – 1232 – 1440; в 1991 – 2000 гг. –1124 – 444; в 2001 – 2010 гг. – 377 – 25 и в 2011 – 2018 гг. – 18 – 12. Тем не менее, в определенные годы (1959, 1962, 1965, 1972, 1983, 1987) отмечали некоторое увеличение количества неблагополучных пунктов. Таким образом, внедрение в широкую ветеринарную практику основных положений утвержденных нормативных документов позволило значительно улучшить эпизоотическую ситуацию по туберкулезу крупного рогатого скота.
Следует отметить, что в последние годы, наряду с сокращения количества неблагополучных пунктов и заболевшего туберкулезом скота, возрастает число неспецифически реагирующих на туберкулин животных. Сложилась такая ситуация, когда количество реагирующих животных в благополучных хозяйствах в 9 раз выше, чем в неблагополучных по туберкулезу стадах.
Как следствие, возросла актуальность дифференциации специфической и неспецифической реакций на туберкулин. С этой целью в ФГБНУ ФНЦ ВИЭВ РАН разработаны аллергены КАМ-2 и КАМ-3, составлены проекты нового «Наставления по применению симультанной пробы с ППД-туберкулином для млекопитающих, КАМ-2 и КАМ-3 для дифференциации неспецифических реакций».