• Главная
  • Новости
  • Доклад руководителя юридической службы Ассоциации «Ветбезопасность» Сергея Амбросьева

Доклад руководителя юридической службы Ассоциации «Ветбезопасность» Сергея Амбросьева

Доклад руководителя юридической службы Ассоциации «Ветбезопасность» Сергея Амбросьева

Базовым нормативным правовым актом, создавшим предпосылки изменения ветеринарной сферы, особенно в части, касающейся деятельности государственной ветеринарной службы, стал Федеральный закон от 13 июля 2015 года №243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомню, при одобрении этого закона Советом Федерации принималось решение о необходимости обязательного мониторинга правоприменения его положений.

oblvet.admin-smolensk.ru
04.02.2019

Доклад руководителя юридической службы Ассоциации «Ветбезопасность» Сергея Амбросьева, с которым он выступил в конце января 2019 года, в ходе круглого стола «Ветеринарная безопасность как фактор развития регионов России».

Базовым нормативным правовым актом, создавшим предпосылки изменения ветеринарной сферы, особенно в части, касающейся деятельности государственной ветеринарной службы, стал Федеральный закон от 13 июля 2015 года №243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомню, при одобрении этого закона Советом Федерации принималось решение о необходимости обязательного мониторинга правоприменения его положений.

Ветеринарные правила

По болезням принято 11 приказов, при этом утвержденный Минсельхозом России перечень болезней содержит 107 заразных болезней животных. Так, например, Роспотребнадзор в 2010 –2012 годах переработал свою часть общих ветеринарно-санитарных правил 1996 года.

При этом органы государственного контроля при проведении проверок с 1 июля 2017 года не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР.

Кроме того, напомню, 17 января 2019 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 20-р утвержден план мероприятий «Трансформация делового климата» (т.н. «регуляторной гильотины»). В частности, указанный план предполагает принятие Госдумой в июне текущего года закона о государственном контроле, в котором будет закреплен механизм, в соответствии с которым нормативные правовые акты, принятые до 2010 года и содержащие обязательные требования, должны быть переутверждены с соблюдением процедуры оценки регулирующего воздействия.

Ассоциацией «Ветбезопасность» был подготовлен и направлен в Минсельхоз России список желающих принять участие в обсуждении ветеринарных правил от региональных ветеринарных служб.

По оформлению ветеринарных сопроводительных документов

О безвозмездной основе. В законе была использована формулировка «безвозмездная основа оформления ВСД». При этом ФЭО к 243-ФЗ не содержало каких-либо положений об изменениях для бюджетов субъектов Российской Федерации, упоминалось только об отсутствии в потребности финансовых затрат из средств федерального бюджета.

Параллельно с начала 2015 года из Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года №898 (распространяется на отношения между потребителем и исполнителем, и это показательно в целом), исключен абзац, который относил к платным услугам «оформление и выдачу ветеринарных документов».

Указанное изменение регулирования привело к практике широкого толкования определения «оформление» в ряде случаев: раз статья 2.3 Закона «О ветеринарии», а также правила имеют предметом регулирования именно «оформление», значит все, что с ним связано (осмотры, освидетельствования, бланки и т.д.) также должно осуществляться на безвозмездной основе. Некоторые территориальные органы ФАС, судебные органы различных инстанции в своих предупреждениях, решениях и постановлениях приходят к выводу о необходимости безвозмездной выдачи ВСД по факту обращения заявителя. При этом выдача документа не увязывается с вопросом оплаты услуг государственного учреждения. На наш взгляд, указанное поведение такого рода заявителей сродни потребительскому экстремизму, когда имеет место манипулирование законодательством в корыстных целях.

При этом в ряде случаев суды применяют к указанным отношениям положения 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В частности, признают оформление ВСД госуслугой. А госуслуги на основании статьи 8 указанного закона осуществляются на безвозмездной основе, за исключением случаев, когда в НК РФ установлена госпошлина, либо есть специальная норма о том, что услуги оказываются за счет средств заявителя.

Ассоциация «Ветбезопасность» обращалась по этому вопросу в Минэкономразвития России и получила мнение ведомства, согласно которому требования 210-ФЗ не распространяются на деятельность уполномоченных лиц учреждений, входящих в систему госветслужбы, а также аттестованных специалистов, уполномоченных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей.

Необходимо отметить, что большая часть судебной практики все-таки признает законной оплату ветеринарных услуг при оформлении ВСД, при этом в некоторых решениях суды относят использование бланков к понятию «оформление», то есть предполагают их бесплатную выдачу. Вопрос о том, должны ли аттестованные специалисты и уполномоченные лица также осуществлять оформление ВСД на безвозмездной основе, остается открытым.

Предоставление права самостоятельного оформления ВСД производителям продукции. В настоящее время реализация указанного права приводит к существенному сокращению государственной ветеринарной службы. Возникают и вопросы в части правоприменения.

Наличие ветеринарного образования у уполномоченных лиц организаций. 589 приказ предусматривает обязательную регистрацию уполномоченных лиц организаций. В этих целях направляется заявка, которая должна в том числе содержать «данные о документах, подтверждающих наличие у регистрируемых уполномоченных лиц ветеринарного образования». Таким образом, существует императивная норма, предписывающая необходимость наличия ветеринарного образования у указанных лиц.

Вместе с тем Россельхознадзор систематически предлагать интерпретировать указанную норму в диспозитивном ключе: «документы об образовании можно указывать в случае их наличия». В мае 2018 года прокуратурой одного из регионов России в адрес директора ГБУ «ВНИИЗЖ» было направлено представление об устранении нарушения законодательства в связи с отсутствием в заявке данных об образовании.

В настоящее время, уже около года, готовятся изменения в приказ Минсельхоза России №589, которые предлагают исключить требование о наличии ветеринарного образования для «уполномоченных лиц».

Аккредитация лабораторий в целях оформления ВСД. Много вопросов возникает при правоприменении требований нормативных правовых актов в части необходимости аккредитации лабораторий в целях оформления ВСД.

По мнению Россельхознадзора, «проведение лабораторных исследований подконтрольных грузов, которые являются основанием для выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные грузы, перемещаемые по территории РФ и в страны Таможенного Союза, должны производиться только в ветеринарной лаборатории, которая аккредитована Национальным органом по аккредитации». В качестве обоснования указанного требования Россельхознадзором приводятся положения следующих нормативных правовых актов: пункт 1, пункт 2, пункт 127 Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Совета евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 № 94. Также пункт 3.10 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 317.

По нашему мнению, Россельхознадзором не учитываются другие положения указанных нормативных правовых актов в их взаимосвязи с действующим национальным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 4.1 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля № 317, подконтрольные товары в пределах территории одного государства-члена могут перемещаться в порядке, предусмотренном законодательством этого государства. Таким образом, правовое регулирование указанных отношений отнесено к национальному законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Приложения №1 к Приказу Минсельхоза России №589, при перемещении подконтрольных товаров по территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании в том числе лабораторных исследований. Они проводятся в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы нашей страны, или иных лабораториях, аккредитованных в национальной системе аккредитации, если проведение исследований в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 14 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденного Приказом Минсельхоза России № 634, исследования биологического материала животных, подконтрольной продукции в целях оформления ВСД проводятся в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений госветслужбы. Кроме этого, возможно проведения исследований в иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации.

Из буквального толкования приведенных норм действующего законодательства России следует, что лабораторные исследования в целях оформления ВСД на подконтрольные товары при их перемещении по территории нашей страны могут проводиться как в лабораториях, входящих в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации (без дополнительного требования к обязательной аккредитации таких лабораторий), так и в иных лабораториях, к которым предъявлено обязательное требование об их аккредитации. Указанный довод подтверждается позицией Минсельхоза России, изложенной в письме Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства России от 5 июля 2017 года №25-Т-2947/ОГ.

Кроме того, существует и судебная практика: 14 ААС в своем постановлении от 27 декабря 2018 года указал, что определяющим для установления необходимости проведения исследований в целях оформления ВСД в аккредитованной лаборатории является факт перемещения товара через границу государства-члена Таможенного союза.

По содержанию животных приняты три приказа, касающиеся КРС, пчел, свиней. В разработке находятся правила по содержанию МРС, кроликов, объектов аквакультуры, собак и кошек.

По вопросу регионализации хотелось бы отметить, что решения по регионализации не являются НПА, при этом обязанность по исполнению ограничений и запретов в них стали устанавливать в правилах по болезням, за исключением правил по АЧС.

Риск-ориентированный подход при ветеринарном надзоре

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 316-ФЗ определено, что перечень видов регионального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, а также критерии отнесения к категории риска устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта страны. При этом Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного надзора, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке, а также соответствующие критерии отнесения к категории риска. В настоящее время в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства № 806 от 17.08.2016 года, РОП должен применяться как при осуществлении РГВН, так и при осуществлении ФГВН.

В части применения РОП при федеральном ветеринарном надзоре, в соответствии с пунктом 12.1 Положения №476 о государственном ветеринарном надзоре, приказом Россельхознадзора от 19 марта 2018 года № 235 утверждены семь форм проверочных листов. Эти списки контрольных вопросов предполагаются к использованию в зависимости от направления проверяемого вида деятельности. Например, при убое животных, получении, переработке, реализации продовольственного сырья животного происхождения, а также при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне) крупного рогатого скота. Кроме этого, при разведении, выращивании, содержании, перемещении и обороте свиней и при содержании птиц на личных подворьях граждан и в птицеводческих хозяйствах открытого типа. Используются проверочные листы и при проверках на птицефабриках и еще при контроле деятельности по содержанию медоносных пчел и продукции пчеловодства. И, наконец, при изготовлении рыбной продукции из водных биологических ресурсов.

Обращаю ваше внимание, что в каждом проверочном листе есть примечание. Оно утверждает, что лист применяется в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Евразийского экономического союза товары, включенные в Единый перечень. Таким образом, плановые проверки Россельхознадзора в рамках федерального ветеринарного надзора ограничены и не пересекается с региональным ветеринарным надзором. Данное положение в проверочных листах появилось после того, как Ассоциацией «Ветбезопасность» была проведена соответствующая экспертиза проекта, заключение о которой было направлено в Минюст России.

В настоящее время разрабатываются проверочные листы Россельхознадзора в отношении объектов, осуществляющих содержание животных. Надеемся, ограничение федерального надзора в указанных проверочных листах сохранится. Соответствующая экспертиза была проведена, результаты направлены в Минюст России.

Проекты

11 февраля 2019 года в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды состоится обсуждение проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности». Указанным проектом предлагаются изменения и дополнения в Закон «О ветеринарии», предусматривающие, прежде всего, обязательное маркирование и учет животных (маркирование за счет владельцев, учет безвозмездно – представителями госветслужбы или аттестованными специалистами). Кроме этого, установление при проведении регионализации защитных зон, в пределах которых будет запрещено содержание восприимчивых животных, а также утверждение ветеринарных правил определения зоосанитарного статуса. Также изменения предполагают согласование Минсельхозом России структуры органа исполнительной власти субъекта России, осуществляющего переданные полномочия, и согласование министерством назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта, осуществляющего переданные полномочия. Еще планируется включение во ФГИС информации об объектах, на территории которых содержатся животные и осуществляется оборот подконтрольных товаров. И, наконец, предполагается отсутствие необходимости предварительного уведомления о начале проведения внеплановой проверки.

Данный законопроект обсуждался на Федеральном портале проектов НПА, однако официально пока не внесен в Правительство Российской Федерации.

В настоящее время Минсельхозом России разрабатывается проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора», которым предусматривается ликвидация регионального государственного ветеринарного надзора, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Владимир Путин в ходе выступления на Всероссийском форуме сельхозпроизводителей, состоявшемся 11 марта текущего года в Краснодаре, заявил о необходимости наделения Минсельхоза России дополнительными полномочиями и создании стройной системы государственной ветеринарной службы. В Перечне поручений президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Краснодарский край 12 марта 2018 года от 30 марта 2018 года № Пр-529 содержится указание на изучение вопроса о передаче с регионального на федеральный уровень полномочий в сфере государственного ветеринарного надзора. Причем учитывается потребность в дополнительном финансовом обеспечении связанных с этим мероприятий и подготовка при необходимости соответствующих изменений в законодательство страны. То есть, вопрос о том, каким образом усовершенствовать государственную ветеринарную службу для обеспечения эпизоотического благополучия, нуждается в детальной проработке с финансовой и правовой точек зрения.

Учитывая изложенное, предлагаем полномочия по осуществлению государственного ветеринарного надзора на территории субъектов Российской Федерации оставить за органами исполнительной власти субъектов страны, устранив при этом дублирование с полномочиями Россельхознадзора. В качестве базового принципа такого разделения могут быть взяты предложения Минэкономразвития России, Минюста России и ряда субъектов Российской Федерации по результатам проведенной инвентаризации нормативных правовых актов Российской Федерации:

«Утвердить на федеральном уровне детальное разграничение компетенции между региональными и федеральными органами государственной власти в сфере ветеринарии.

К ведению регионального государственного ветеринарного надзора отнести: организацию и осуществление регионального государственного ветеринарного надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований нормативных правовых актов при содержании животных и обращении продукции, подконтрольной ветеринарной службе, на территории субъекта Российской Федерации, за исключением надзора на государственной границе и в местах таможенного оформления; полномочия по осуществлению надзора в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения, контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в области качества и безопасности продукции животного происхождения.

К ведению федерального государственного ветеринарного надзора отнести осуществление ветеринарного надзора при экспортно-импортных поставках животных и подконтрольной ветеринарной службе продукции в пунктах пересечения государственной границы, в местах таможенного оформления».

В заключение хочу сказать, что задача нашего сегодняшнего мероприятия – нащупать «болевые точки» в вопросах правового регулирования деятельности региональных ветеринарных служб. Конечно, нашим коллегам, ежедневно работающим в системе госветслужбы, эти проблемы гораздо ближе. Просим включаться в обсуждение и рассказать нам о них, других интересующих вопросах.

 

Назад

Услуги и сервисы

plakaty-700

Услуги и сервисы

crtn0dspriy2

© областное государственное казенное учреждение ветеринарии "Смоленская областная станция по борьбе с болезнями животных", 2024

тел./факс.: 8 (4812) 38-79-60
E–mail: oblstancia@rambler.ru
Почтовый адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Красина. д.6

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!